Таблица соответствия шин и дисков по размерам
От того, насколько правильно выбраны зимние шины, во многом зависит безопасность водителя на дороге. А вы знали, что 75% всех аварий, фиксируемых ГИБДД в осенне-зимний период на российских дорогах, возникают только потому, что транспортное средство «обувают» в резину плохого качества. Ещё среди причин — резина, которая не соответствуют климатическим и дорожным условиям, с неудовлетворяющими техническими и эксплуатационными характеристиками.
Хотите уверенно чувствовать себя за рулём в снегопад и сильный гололёд, на сухом и мокром асфальте, в черте города и на просёлочной дороге в своём регионе? Тогда наш гид по выбору зимних шин — вам в помощь!
Почему важно правильно подобрать зимние шины?
Погода в России зимой имеет свои особенности: снегопады и сильные морозы резко сменяются слякотью и дождём. Когда температура воздуха опускается, дорожное полотно моментально покрывается ледяной коркой и становится похожим на каток. Кроме того, трассы в зимний период активно посыпают реагентами, от рыхлого снега их очищают несвоевременно. Движение на автомобиле в таких погодных условиях превращается в реальный опасный квест. Именно поэтому очень важно к подбору зимних шин подходить не поверхностно, а основательно, своевременно и с максимальной ответственностью, желательно летом или хотя бы до первых заморозков.
Зачем «переобуваться» — разница между летней и зимней резиной
Если вы думаете, что существенной разницы между зимними и летними шинами нет, а в черте города и по дорогам общественного пользования, которые стабильно очищают от снега, вполне реально ездить на летней резине — это фатальное заблуждение, которое может стоить вам жизни.
-
Зимние шины, в отличие от моделей для лета, разрабатывают специально для эксплуатации в «холодный» сезон. Их можно смело обувать, когда столбик термометра опустится ниже +7°С.
-
Резина для зимы достаточно прочная и выносливая. Она не деформируется, не твердеет в мороз, поэтому гарантирует комфортную и уверенную езду по заснеженным и обледенелым дорогам.
-
У зимних шин особый химический состав, поэтому они гарантируют стабильно хорошее сцепление с дорогой именно при низких температурах, тогда как летние аналоги становятся «более липкими» именно тогда, когда столбик термометра поднимается к отметке в +15°С и выше.
-
Зимние автопокрышки имеют совершенно другой внешний вид и рисунок протектора. Их выпускают с шипами и без шипов. Во втором случае на протекторный блок наносят много мелких надрезов — ламелей, увеличивающих площадь контакта с дорожным полотном. Такую резину называют фрикционной или «липучкой». У неё рельеф рисунка более глубокий, чем у летних шин.
Как видим, различий между зимними и летними автопокрышками много, но основные из них кроются в составе и физических свойствах. Зимние варианты более мягкие, при низких температурах не размягчаются, не меняют форму, становятся более эластичными, показывают прекрасные сцепные характеристики. Их не рекомендуют эксплуатировать летом — соприкасаясь с горячим асфальтом, они плавятся и очень быстро изнашиваются. Не подходят для езды на чрезмерно высокой скорости. Если эксплуатировать качественную резину для зимы в надлежащих условиях, она прослужит несколько сезонов.
Как выбирать комплект зимних шин правильно
Основные критерии, на которые крайне важно обращать внимание, выбирая резину для зимы, — тип, размер, рисунок протектора, маркировка, производитель.
Зимние шины: «шиповка» или «липучка» — на чём остановиться
Как уже было сказано, зимние шины классифицируют на шипованные и нешипованные («липучки»). Последние, в свою очередь, распределяются на скандинавские (арктические) и европейские. О каждом типе — более подробно.
Шипованные
Идеальный вариант для езды по обледенелым и заснеженным дорогам, имеют характерный рисунок протектора. Их изготавливают из специального резинового состава, зачастую с высоким содержанием силики, каучука, полимеров, оснащают в обязательном порядке шипами — стальными выступами квадратной, цилиндрической, треугольной или ромбической формы с твердосплавным центром.
Основное назначение шипов — повышать сцепление на ледяной гребёнке и сокращать тормозной путь на 45–50%. Количество металлических выступов на каждой шине может быть разное и зависит от её размера. В пятне контакта, в среднем, разработчики размещают от 8 до 12 шипов.
Нешипованные европейского типа — «альпийская зима»
Оптимальное решение для сухого и мокрого асфальта, непредсказуемых городских дорог. Прекрасно показывают себя в регионах с мягкими зимами, где температура воздуха держится в пределах нуля. Гарантируют безопасное, комфортабельное и уверенное передвижение, имеют диагональный протекторный рисунок, огромное количество ламелей и водоотводящих каналов. Их изготавливают из эластичной, мягкой резиновой смеси. Такая резина может похвастаться высоким индексом скорости — 210 км/ч и 240 км/ч.
Нешипованные скандинавские или нордические
Автошины с существенно отличающимся дизайном протектора: все элементы находятся на достаточно большом расстоянии друг от друга, блоки имеют прямоугольную или ромбическую форму. Резиновая смесь весьма устойчива к сильному морозу. Скандинавские «липучки» сохраняют идеальную управляемость на заснеженных и обледенелых дорожных полотнах. Они прекрасно продавливают корку льда и эффективно самоочищаются, но по индексу скорости существенно уступают европейским аналогам.
Основные технические характеристики
С типом зимних шин всё более или менее понятно. Теперь поговорим о таких параметрах, как размер и протекторный рисунок.
Подбираем правильный размер
Чтобы упростить задачу водителям, производитель указывает самостоятельно все доступные для конкретной модели автомобиля размеры резины. Остаётся только выбрать то, что устраивает по другим параметрам и характеристикам. Некоторые автолюбители предпочитают экспериментировать, поэтому подбирают варианты немного увеличенного профиля, но с меньшим радиусом. Такой вариант тоже допускается.
Обращаем внимание на рисунок протектора
Производители предлагают зимние шины с симметричным, асимметричным и направленным рисунком протектора.
-
Модели с симметричным протекторным рисунком — это когда одна сторона резины зеркально отражает другую. Оптимальное решение для езды по снегу и льду. Не подходят для слякоти, малоэффективны в период оттепели.
-
Варианты с направленным протекторным рисунком. Гарантируют уверенное и предсказуемое поведение на дорогах, покрытых «кашей» из реагентов, снега и грязи. Для тех, кто любит скорость и спортивный стиль езды — далеко не лучший вариант. Ещё один существенный недостаток шин с таким рисунком протектора — чрезмерная шумность при передвижении по асфальту.
-
Резина с асимметричным протекторным рисунком. Продуктивно и всегда своевременно отводит влагу, грязь, снежную кашу и ледяную крошку из пятна контакта, не подводит даже в слякоть, прекрасно держит дорогу на большой скорости, гарантирует превосходную управляемость и курсовую устойчивость. Единственный недостаток — достаточно высокая цена по сравнению с аналогами, но за качество и эффективность нужно соответственно платить.
Опытные водители чаще всего останавливают свой выбор на зимней резине с асимметричным рисунком протектора. При условии соблюдения простых правил эксплуатации она служит на 1–2 сезона дольше, чем варианты с симметричным и направленным протектором.
Несколько полезных рекомендаций
Возьмите себе на заметку:
-
Если вы часто ездите по заснеженным и загородным дорогам, то остановите свой выбор на шипованной резине. Многочисленные металлические стержни в несколько раз повышают проходимость автомобиля и помогут выбраться из самых больших сугробов.
-
«Липучка» — идеальный выбор для мегаполисов, где вероятность столкнуться с сильным гололёдом предельно мала. Их могут смело выбирать автовладельцы с огромным опытом вождения в условиях зимы. Для новичков фрикционные шины — далеко не лучший вариант в плане безопасности.
-
Если вы покупаете фрикционные шины скандинавского типа, то не забывайте о том, что эти модели требуют спокойной и умеренной манеры езды. Если вы любите скорость и динамику, тогда выбирайте другие варианты.
-
Не берите зимние шины только на ведущую ось. Помните, что разная резина создаёт разное сцепление с дорогой, по этой причине высока вероятность ухода автомобиля в занос.
-
Существенно продлить ресурс работы зимних шин можно, переставляя их с одной оси на другую и наоборот через каждые 8 тысяч километров пробега.
-
Если вы планируете эксплуатировать зимнюю резину, которая до этого служила не первый сезон, лучшую пару смонтируйте на заднюю ось. Такое решение поможет снизить риск заносов.
Важно помнить, что ни один тип зимних шин не способен уберечь на все 100% от аварийных ситуаций. Крайне важно всегда соблюдать осторожность и быть максимально собранным за рулём.