Расширенная гарантия на шины

Нужно ли прогревать коробку передач зимой. Рекомендации по всем видам КП — от «механики» до вариатора. Как уберечь АКПП от поломки, скорого износа

Автопроизводители оснащают машины разными типами коробок передач (КП). У каждого агрегата свои особенности работы летом и в условиях суровых морозов. 

Как прогреть узел наравне с мотором, нужно ли это — разбираемся в статье. 

Источник изображения

Зачем греть трансмиссионное масло

Автомобили оснащают механической и автоматической коробкой передач, роботизированной трансмиссией, вариатором. В экстремальные холода и жаркую погоду трансмиссией нужно пользоваться грамотно.

Сильные морозы испытывают на прочность все автомобили без исключения: вне зависимости от того, какая КП установлена. 

Помимо трансмиссии, масло есть и в других узлах. Это и двигатель, и мосты, и раздатки. 

Масло густеет от холода зимой. Это чревато поломками, ведёт к повышенному износу запчастей. Причина в том, что смазывающие свойства смеси в морозы немного снижены в первые минуты после запуска мотора. 

Если в спорах о прогреве двигателя мнения часто разнятся, то в отношении КП ответ однозначный: греть надо. 

«Механика»

Принцип работы механической коробки передач почти не изменился за более чем 100 лет. Но надёжность возросла, поэтому «механика» стойко переносит разные погодные условия, включая экстремальные. 

В механической КП используют синтетическое масло. Некоторые производители обещают, что служить оно будет в течение всего срока работы авто. Правда это или нет, мы разбирали в недавней статье. Сегодня же поговорим о необходимости прогревать трансмиссионную жидкость.

Масло в МКПП не боится лёгкого мороза. Но если термометр на улице показывает –25°C и ниже, состав густеет. 

Чтобы прогреть «механику», ничего особенного делать не нужно. Достаточно запустить мотор, подождать около двух минут и без спешки трогаться. Желательно не перегружать трансмиссию со старта. В скором времени с момента начала движения коробка самостоятельно прогреется, масло в ней будет циркулировать в привычном режиме. 

«Автомат»

Изобретение АКПП — заслуга General Motors. Система сложная, включает гидротрансформатор. Его починка дорого обойдётся в сервисном центре. 

Принцип работы «автомата» — передать крутящий момент от движка с помощью крыльчаток на гидротрансформатор. Крыльчатки расположены близко, вращаются в масле в пространстве одного корпуса. Особого трения между деталями нет, поэтому классическую конструкцию АКПП прогревают по традиционной схеме:

  1. Запускают двигатель на пару минут.

  2. Переключают скорость в режим D.

  3. Выжимают тормоз в течение минуты для размешивания загустевшего масла.

  4. Повторяют процедуру для режима R.

Прогревать можно весь набор передач, в том числе нейтраль. 

Многие автовладельцы знают о таком способе, но предпочитают поставить машину на ручник, а не держать тормозную педаль. Пока машина греется, они очищают стёкла от наледи или снежной каши, разговаривают по телефону или курят. Делать так не следует. 

Электронная «начинка» автомобилей некоторых марок в такой ситуации считает, что машина столкнулась с препятствием, которое не может преодолеть. В результате повышается нагрузка на гидротрансформатор, усиливаются обороты двигателя. 

Повышенные нагрузки на коробку передач в холодном режиме не приводят к хорошим результатам. Поэтому стоит действовать по указанной выше схеме. 

Почему нельзя быстро переключать АКПП зимой

Мнения автолюбителей по поводу времени и способа прогрева коробки передач расходятся. 

Опытные водители на форумах рекомендуют такой способ: запустить двигатель, нажать и удерживать тормоз, затем работать с ручкой АКПП. Нужно подёргать рукоятку, быстро переключать режимы с D на N и на R с интервалом в секунду. 

Так стоит повторить несколько раз, чтобы масло разошлось по системе. Тормоз в процессе переключения нужно постоянно держать нажатым. 

Сторонники метода уверены, что такая схема прогрева снизит риски протечки сальников, убережёт от прочих поломок АКПП.

На деле параллельно с каждым переключением в положение нейтрали происходит перепад давления в системе. То же — при переключении на заднюю скорость. 

Для холодного «автомата» такие нагрузки ничего хорошего не сулят. Наоборот, при хаотичном перескакивании с режима на режим сработает самодиагностика АКПП. Система посчитает, что произошла поломка, замыкание. Результатом будет ошибка на бортовом компьютере. 

Почему не стоит накручивать обороты в АКПП зимой 

Ещё один вариант прогрева АКПП от любителей-самоучек — при нажатом тормозе повысить обороты до 2–3 тысяч. 

Это не самое хорошее решение. Такие нагрузки вредны для каждой детали: масляный насос вынужден активно прогонять холодное масло с двигателя по трубкам. Оно идёт через ледяные фильтры к фрикционам, которые сжаты давлением, к соленоидам и дальше. 

Если есть планы заменить КП новой, накрутка оборотов станет лучшим способом ускорить этот момент. 

Роботизированная коробка (АМТ)

Стандартный узел представляет собой классическую «механику», которую улучшили электронным управлением и актуатором. Учитывая, что себестоимость агрегата сравнительно низкая, многие новые машины комплектуют такой КП. Пример — российская LADA Vesta. 

Один из приводов АМТ играет роль педали сцепления. В роботизированном узле — несколько приводов. У каждого — несколько тяг. Все они мёрзнут в сильные холода, тяжело начинают движение. В такие моменты электронная «начинка» не знает, как устранить проблему. 

По сравнению с «механикой», трогаться через пару минут на роботизированной КП с одним сцеплением не стоит. Желательно, чтобы агрегат чуть нагрелся. В это время не рекомендуют включать режим «Драйв». Это может вывести из строя электронику, а та переключит систему в нейтраль и запустит аварийный режим. 

Другое дело — полностью роботизированная система с парой сцеплений. Это сложный агрегат. По сути, это две «механики» в одном узле. 

Задумывали систему для спортивных авто: конструкция позволяет переключать передачи в максимально ускоренном ритме. Наибольшее внимание такой конструкции уделили в концерне Volkswagen. 

Есть два вида сложных роботизированных коробок — сухие и мокрые. Вторые используют масло. Это веская причина прогревать агрегаты по-разному. В таблице — сравнение процессов.

Сухой вариант (чаще — 7-ступенчатая КП)

Мокрый вариант

Прогревают пару минут двигатель, переключают рычаг в режим «Драйв», затем трогаются с места. Учитывая, что масло в системе не предусмотрено, лучше не держать долго включённый режим D. Это чревато износом дисков. Чтобы снизить риски, при долгой остановке на светофоре нужно перейти на нейтраль. 

Нужен более длительный прогрев, поскольку содержат масло. Если этот этап пропустить, возникают рывки в момент переключения рычага передач. Прогревают при нажатом тормозе, включённом режиме D на кратковременной стоянке. Долгий прогрев не нужен, поскольку гидротрансформатора в конструкции нет. 


Общее правило для роботизированных КП с двумя сцеплениями: не стоит активно стартовать и гнать сразу после старта. Важно дать узлам чуть прогреться.  

Вариаторная трансмиссия

Агрегат, который меньше других видов готов работать в условиях сильных морозов. На холостом ходу вариатор не будет вообще прогреваться. Ему обязательно нужно движение. Скоростная езда со старта противопоказана. 

Устройство узла несложное. Конструкция состоит из двух шкивов в форме конуса. Шкивы соединены ремнём. За управление отвечает электронная «начинка». 

Чтобы нагреть агрегат, нужно запустить мотор на пару минут, тронуться. Затем необходимо переключить коробку передач в режим D и медленно следовать по маршруту. Наличие гидротрансформатора позволяет стоять на светофоре и в пробках без проблем в заданном режиме. 

Электронное управление обычно ограничивает скорость авто, когда за окном морозы –25°C. Обороты будут не выше 2500. Трансмиссия будет гудеть. Придётся подождать около 5–10 минут, чтобы агрегат вошёл в рабочий режим. Далее можно пользоваться трансмиссией по стандартной схеме. 

Перегружать мотор и трансмиссию со старта не стоит. Это ведёт к износу ремня.

Что делать, если АКПП вышла из строя 

Обратитесь в сервисный центр «Колёса Даром» в своём городе. Специалисты выполнят диагностику, обслуживание, а также подскажут, нужно ли делать ремонт или предстоит замена запчастей.