Расширенная гарантия на шины

Автомобильные фильтры — их виды и регламент замены

Первые модели автомобилей не оборудовали системами фильтров, что часто становилось причиной поломок. Без фильтра в систему попадает пыль, грязь, вода и прочие загрязнения, что может стать фатальным для разных узлов автомобиля. Поэтому в современных автомобилях устанавливают фильтры, это увеличивает межсервисный интервал узлов. Чтобы фильтры выполняли свою функцию, их нужно регулярно и вовремя менять и правильно выбирать. Давайте разберёмся, какие бывают типы фильтров и как часто их нужно менять.  

Какие бывают фильтры

Полезно знать, что фильтры разбиты на группы не только по назначению, но и по уровню очистки, условно можно выделить 3 группы:

  • Полностью отфильтровывающие пыль и мелкие частицы.

  • Улавливающие частицы от 1 мкм.

  • Более грубые, улавливают загрязнения от 10 мкм.

Качество фильтров очень разное и зависит от производителя, внешне и по конструкции они похожи, но выполняют свою функцию немного по-разному. Не стоит экономить на фильтре или покупать изделия неподходящей конструкции. Менять фильтр нужно согласно регламенту производителя вашего автомобиля — межсервисные интервалы отличаются у разных моделей авто.

Воздушный фильтр

Источник изображения

Воздушный фильтр предназначен для защиты двигателя от попадания в него грязи и пыли. Использование фильтра позволяет снизить уровень шума, отрегулировать температуру топлива.

Воздушные фильтры в автомобилях устанавливают кольцевые, панельные, бескаркасные и цилиндрические. По конструкции фильтр состоит из корпуса и фильтрующей сменной кассеты. В легковых авто чаще всего устанавливают круглые или прямоугольные фильтры, в грузовых автомобилях — фильтры панельного типа. Но при выборе нужно ориентироваться не только на форму, важнее учитывать сопротивление, которое создаёт фильтр при втягивании воздушного потока. Чем выше сопротивление, тем больше усилий нужно устройству для втягивания воздуха, то есть увеличивается расход топлива и снижается мощность мотора.

Замена воздушного фильтра проводится в среднем через каждые 15–30 тыс. км пробега. Необходимость замены элемента можно вычислить и по некоторым признакам:

  • автомобиль стал потреблять больше топлива;

  • снизилась мощность мотора;

  • затруднённый пуск;

  • на приборной панели загорелся «Чек».

Можно оценить состояние фильтра и визуально — когда на нём есть загрязнения и пятна масла, нужно заменить элемент, так как снижается его пропускная способность.

Масляный фильтр

Источник изображения

Этот элемент обязательно меняют при каждой замене моторного масла. Задача фильтра — очищать смазку от грязи, пыли, нагара и вредных частиц. Моторное масло меняют в среднем через 10–15 тыс. км, так же меняют и фильтр. Масляный фильтр стоит на блоке двигателя, имеет цилиндрическую форму. В металлическом корпусе заключена фильтрующая внутренняя часть. Сам фильтрующий элемент изготовлен из специальной бумаги, от качества бумаги зависит и качество работы фильтра. В хорошем фильтре используют бумагу, отвечающую широкому ряду требований.

В конструкции масляного фильтра есть перепускной клапан, направляющий масло в обход фильтрующего элемента, когда это необходимо, например, в зимнее время, когда для разогрева и повышения текучести масла нужно некоторое время. Есть и противодренажный клапан, который исключает утечку масла в картер двигателя, когда ДВС не используется.

Топливный фильтр

Источник изображения

Некачественное топливо с примесями в составе часто становится причиной поломки двигателя. Для фильтрации микроскопических частей ржавчины, пыли, капель воды в конструкции автомобиля тоже используется фильтр. Здесь в качестве фильтрующего элемента стоит бумага, пропитанная акриловой смолой.

Фильтры топлива отличаются по таким признакам:

  • степень очистки — грубая и тонкая;

  • конструкция — разборная и неразборная;

  • назначение — карбюратор, инжектор, дизель;

  • место монтажа — во внутренней части бака или вне его.

Замена топливного фильтра в среднем проводится каждые 25–40 тыс. км. Лучше эту цифру уточнить в мануале к своему автомобилю, ведь интервал замены устанавливает производитель.

Фильтр салона

Источник изображения

Этот элемент устанавливается перед входом воздуха в салон, защищает кондиционер и радиатор печки от попадания грязи и пыли. Повышает комфорт в салоне и защищает систему обогрева и кондиционирования от поломок из-за попадания пыли.

Фильтры салона бывают двух видов:

  • Фильтровальная бумага — бюджетный вариант фильтрации воздуха в салоне, удаляет загрязнения, но не убирает запахи.

  • Активированный уголь — более дорогие варианты фильтра, убирают неприятные запахи, но не справляются во влажную погоду.

Салонный фильтр тоже нужно периодически менять, межсервисный интервал устанавливает производитель автомобиля, в среднем это 20–35 тыс. км пробега. 

Другие фильтры в автомобиле

Источник изображения

Все системы фильтрации в автомобиле условно разделяют на сам фильтр и фильтрующий элемент. Фильтрующий элемент — это часть фильтра, в некоторых случаях его можно заменять, то есть меняется не сам фильтр в сборе, а только его фильтрующая часть.

Выше мы рассмотрели основные фильтры, которые есть практически в каждом современном авто, но в некоторых модификациях есть и другие фильтры:

  • В автомобилях с автоматической коробкой переключения передач есть фильтр трансмиссионного масла.

  • При наличии гидравлической подвески в расширительном бачке для масла устанавливается фильтр-сетка с мелкими ячейками.

  • Если установлен ГУР, то есть и фильтр для жидкости гидроусилителя.

  • В автомобилях с ГБО есть фильтры газового оборудования.

Помимо этих фильтров, в конструкции часто устанавливают топливный сепаратор, фильтр сапуна, сажевый фильтр в системе выхлопа, фильтр грубой очистки прямо в бензобаке.

Какие фильтры можно часто не менять

Можно не менять часто воздушный фильтр. Советуют проводить его замены при каждой замене масла, но масло меняется по пробегу, и если вы наезжаете его межсервисный интервал за пару месяцев и по не очень пыльным дорогам, то можно при замене масла просто просмотреть состояние воздушного фильтра, пройтись по нему тряпкой и пылесосом и оставить замену до следующей замены масла. Но стоимость такого элемента не так высока, чтобы экономить, мы всё же рекомендуем менять фильтр забора воздуха каждый раз вместе с маслом.

Это относится и к фильтру салона. По регламенту его меняют каждые 20 тыс. км в среднем, такой пробег при активном использовании машины не все наезжают за год. Этот фильтр можно тоже не менять, а попробовать очистить тряпкой и пылесосом, оценив его пропускную способность.

А вот какие фильтры чистить и использовать сверх положенного пробега не рекомендуется ни в коем случае, так это топливный и масляный — экономия сомнительная — сэкономите деньги на фильтре, но рискуете попасть на дорогостоящий ремонт двигателя. Как часто менять эти фильтры — говорили выше, но точные сроки по регламенту уточнять нужно для каждой модели автомобиля.

Главное — помнить, что все фильтры устанавливают в системе для удаления лишних загрязнений и продления работы агрегатов и систем. Чтобы все узлы автомобиля работали исправно и отрабатывали положенный им срок, фильтры нужно менять чётко по требованиям межсервисных интервалов, выбирать качественную продукцию и подбирать фильтр исключительно под требования производителя автомобиля.